Moscow-Post RSS
9 Декабря 2016

«Отпущение» на роскошь, или «госкорпорация» РПЦ?

Патриарх знает, когда надо вовремя сказать: «Аминь».

«Отпущение» на роскошь, или «госкорпорация» РПЦ?

Накануне Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл призвал служителей православной церкви быть скромнее в бытовых запросах.

Как заявил Кирилл: «Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи, которые будут символизировать ту власть, которую вы олицетворяете, — и это не административная власть».

Впрочем, жизнь самого святейшего давно уже стала притчей во языцех. Патриарх мало себе в чем отказывает, и одно из его заявлений никак не вяжется с призывом монахам быть аскетами. Как заявил Кирилл в одном интервью журналисту Владимиру Соловьеву: - «Люди несколько придумывают себе понимание разных степеней монашества, разных форм монашества и путают их, например, с евангельским. Хочу отметить, что Иисус Христос не был аскетом, нигде не написано, что Иисус Христос ходил в рубище, был нищенствующим… И в свадьбе принимал участие (Христос – прим. ред.), и хорошо питался, как бы сказали на местном языке – в ресторанах. И позволял себе богатым дорогим маслом, очень дорогим по тем временам, обрабатывать волосы. Поэтому, повнимательнее читайте Евангелие».

Так и хочется спросить святейшего – Где Вы настоящий, в последнем своем заявлении, или, когда когда давали интервью? А может, то, что позволено Юпитеру (читай - Кириллу), не положено… ну сами знаете кому.

Служба Патриарха, которая по сути проходит у всех на глазах, давно уже перестала выполнять функции пастыря, превратив его в очередного чиновника «госкорпорации» под названием РПЦ.

Благословленный «Пересвет»?

Деньги в Московском патриархате крутятся большие. Им сопутствуют скандалы. Так, чистый доход от даров РПЦ и православного бизнеса оценивают в 100-150 млн долларов. Часть этих денег церковники инвестируют в бизнес-проекты. Например, РПЦ является крупнейшим совладельцем банка «Пересвет».

В 2015 году банк «Пересвет», контролируемый РПЦ, внезапно нарастил прибыль на 70%. Почти в одночасье «Пересвет» начал выдавать кредиты предприятиям и физлицам, по слухам, аффилированным с самим этим банком!

Кредитный портфель тогда вырос на 39,4% до 121 млрд руб. Особенно выросли кредиты инфраструктурному бизнесу. Борцы с коррупцией говорят, что банк превращается в «отмывочную контору» для «околоцерковных» миллиардеров.

По данным СПАРК, «Пересвет» ведет свою деятельность с октября 1992 года. Акционерами банка являются Русская Православная Церковь (49,71%), Торгово-промышленная палата РФ (24,36%), начальник юридического управления банка и член его совета директоров Елена Кагдина (12,43%), член совета директоров Виктор Литвяков (9,47%), вице-президент и член правления банка Павел Панасенко (1,71%). Акционерам-миноритариям принадлежит 2,32% акций.

У банковского сообщества есть серьезные подозрения, что через банк «православные миллиардеры» Дмитрий и Алексей Ананьевы могут выводить пенсионные накопления россиян, хранившиеся в НПФ.

В июне 2015 года «Промсвязьбанк» сообщил об увеличении своего капитала почти на 14 млрд руб.

Но вливать из своих НПФ деньги пенсионеров в собственный же банк – давать возможность ЦБ найти нарушения. Зато направить деньги в другой банк, например, «Пересвет», а оттуда получить в виде кредита – уже другое дело. Но делу тогда ход не дали.

Кстати, у РПЦ есть еще один карманный банк - «Софрино». Из банка «Софрино», через который проходили все деньги самого крупного землевладельца России - РПЦ (финансовая прибыль от деятельности в 2014 году – 4,6 млрд руб), «исчезли» 4,9 млрд рублей.

«Софрино» финансировал фирмы-однодневки, в том числе, зарегистрированные на покойных. Ходят слухи, что следствие заинтересовалось махинациями не только экс-председателя банка Дмитрия Малышева, но и председателя совета директоров Евгения Пархаева, имеющего репутацию «крестного отца» РПЦ.

В 2015 году столичная полиция возбудила уголовное дело по фактам хищения активов обанкротившегося коммерческого банка «Софрино».

«Торговый» центр имени «Христа Спасителя»

Стоит упомянуть, что случилось со святым для православных храмом Христа Спасителя, где, как известно, не занимаются коммерческой деятельностью, а «бесплатно раздают» за деньги свечки. Журналисты установили, что на территории ХХС работают химчистка, трапезная палата, автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков.

По слухам, средний годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» не превышает 40 млн руб., однако еще 372 млн руб. должны поступить в Фонд из московского бюджета.

В период с 2003 по 2010 гг. подконтрольное РПЦ ЗАО «АО Витал» владело четвертью «БМВ Русланд», однако два года назад компания была ликвидирована, и теперь на ее месте прописана ООО «БМВ Русланд Трейдинг».

Помимо импорта иномарок, священнослужители инвестируют в такие традиционные отрасли, как строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания, а также банковский сектор. Все подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия, по самым скромным оценкам, приносят до 600 млн руб. в год, а стоимость активов приближается к 2,3 млрд руб.

А в 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ. Состояние находившегося тогда в «должности» митрополита Кирилла оценивалось в этой работе в 1,5 млрд. долларов.

Спустя 2 года журналисты попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже 4 млрд. долларов. Ни сам митрополит, ни руководство РПЦ эти данные не комментировали.

Это ли не кощунство? Хотелось бы напомнить церковнослужителям и мирянам одну цитату:

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников», - написано в Евангелии от Матфея.

Часовых дел мастер?

Весной 2012 года патриарх попал еще в один громкий скандал — на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества — это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой — вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» — уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла — некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, подала в суд на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

Лидия Леонова, очень близкий Патриарху человек

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию — все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Дорожные «боги»

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно.

Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и врезался в трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте.

Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщили СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. За рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось — он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

«Отпущение» грехов?

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент — совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Запрет «Тангейзера»

В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета.

В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.

Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено — правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.

Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.

Конфликт вокруг храма в Москве

Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно — он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.

В итоге парк стал точкой силового противостояния — противники возведения храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.

Противостояние местных жителей и сторонников строительства храма

При этом, Патриарх Кирилл заявил, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не откажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов — не только в Москве, но и в других городах. Видимо, на то воля Божья.

За 4 года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им.

Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам — вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.

Добавить комментарий
The Moscow Post — ежедневная информационно-аналитическая газета
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Все что вредно для вашего здоровья