Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким себе людям - не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, промышленника, близкого к силовому блоку?
АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для российской армии, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившееся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Курганской области.
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
ООО "Третейское право" занимается оказанием юридических услуг, никакого отношения к промышленности не имеет. В компании Артура Пономарева 10 тыс. уставного капитала при единственном сотруднике, а сам собственник более известен, как руководитель "Союза похоронных организаций" Курганской области. Скорее всего, он банальный номинал, которому на торгах могли определить роль статиста. И если не "Ростех" принимал это решение - то кто?
АО "НПО Курганприбор" куда более известная организация. Это один из крупнейших поставщиков российской военной техники, он издавна связан различными отношениями с Минобороны и тем же "Ростехом". Общая сумма госконтрактов НПО - свыше 6 млрд рублей.
Ниточки от предприятия ведут в кабинет сенатора Совета Федерации от Курганской области Сергея Муратова. Он же - член комитета СФ по обороне, близкий к промышленным и силовым кругам. А к ним, как известно, весьма близок и Сергей Чемезов.
АО принадлежит ООО "Финансовые инновации", директором и учредителем (50%) которого является Светлана Муратова. Оставшиеся 50% находятся у самого Сергея Муратова - они определены в доверительное управление.

Фото: Rusprofile.ru
Любопытно, как такое крупное оборонное предприятие вообще попало в собственность к семейству Муратова. Все просто - вначале нулевых АО было ФГУПом, и испытывал серьезнейшие финансовые проблемы. А Сергей Николаевич был назначен внешним управляющим ФГУПа, разработал антикризисную программу (которая, разумеется, предполагала масштабную поддержку от государства). В результате предприятие удалось сохранить, оно было акционировано и приватизировано, а господин Муратов стал председателем его Совета директоров.
В 2020 году он стал сенатором, а его близкие ему люди принялись с энтузиазмом скупать активы - в том числе, у "Ростеха". С 2022 года доход Светланы Муратовой неожиданно увеличился на 163 млн рублей. Судя по всему, роль мог сыграть все тот же "Ростех", ведь "Сибсельмаш" не первое предприятие, которое уходит с молотка именно этой семье.
В декабре 2023 года "НПО Курганприбор" приобрело имущественный комплекс обанкротившегося пермского Машиностроительного завода имени Дзержинского.
Изначально на актив претендовала совсем другая фирма - а именно "ПСК "Спецпроектстрой" из Москвы. Она и выиграла первые торги. Однако, судя по всему, такой исход не был согласован с командой Сергея Чемезова, который, как известно, близок к Минпромторгу и его бывшему руководителю Денису Мантурову. А ФГУП Машзавод им. Дзержинского находился именно в ведении Минпромторга. В результате сразу после сделки Минпромторг и прокуратура оспорили ее - договор купли-продажи был расторгнут, поскольку министерство неожиданно отозвало у "ПСК "Спецпроектстрой" лицензию на работу с секретными материалами. А вот у "Курганприбора" с документами все оказалось в порядке.
Складывается впечатление, что Муратовым и "Курганприбору" буквально подарили пермский актив - а сейчас подарили еще один, из Новосибирской области. Уж не ангажирован ли Сергей Чемезов семьей господина Муратова?
С 2020 года, как Сергей Муратов стал сенатором, его бизнес распух просто до неприличия. Та же "кубышка" "Финсовые инвестиции", на которую переводятся активы, увеличила стоимость своих активов с 2,5 млн в 2020 году до 2,5 млрд по итогам 2024 года. Кажется, что часть из них - это бывшие ростеховские предприятия.
От приборов до нефтянки
Между тем, семья Муратова владеет массой самых разных предприятий машиностроительной и нефтяной отрасли. Один из известных активов - ООО "Курганский Арматурный Завод", уже успел сгенерировать несколько скандалов. В 2022 году оказалось, что на предприятии не выплачивали зарплату ряду сотрудникам, пришлось реагировать прокуратуре.

Фото: Rusprofile.ru
Более скандальным оказались другие активы семейства. Среди прочих, семье сенатора принадлежит "Кособродский нефтебитумный завод". В 2020 году эта компания приобрела на торгах имущественный комплекс "Каргапольский завод нефрасов" и ООО "Кособродская нефтебаза". Оставалось выкупить оборудование, которое реализовывалось отдельно. И на него даже нашелся сторонний покупатель - московская компания "Юго-Западная лаборатория".
Однако при попытке покупателя забрать имущество с подконтрольной нефтебитумному заводу территории дорогостоящие приборы пропали, а затем при обращении в полицию "часть их также внезапно появилась, но с новыми инвентарными номерами". Было возбуждено уголовное дело, которое, похоже, толком и не расследовалось. Наблюдатели предполагают, что интересанты из "Кособродского нефтебитумного завода" сами хотели выкупить имущество по минимальной стоимости, а когда этого не удалось, могли создать проблемы приобретателю.
Ничем плохим эта история для Муратовых не закончилась. Любопытно, что в совладельцах "Кособродский нефтебитумный завод" оказалась Ольга Тернавская, которая может быть родственницей скандального белорусского мультимиллионера Анатолия Тернавского.

Сергей Муратов. Фото: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0dc7aea28d464da191e2b82052d5475f_l-5210344-images-thumbs&n=13
Интересно, что далеко не все партнеры Муратовых оказались довольны отношениями с их бизнесом. В 2020 году бывший партнер Муратова Олег Кудинов подал на него жалобу в Генпрокуратуру, от которой последний, видимо, прикрылся сенаторской неприкосновенностью.
Ранее НПО "Курганприбор" одолжило Кудинову 80 млн рублей под строительство завода по переработке артемии (озерные рачки). Как писали СМИ со ссылкой на сторону Кудинова, у последнего не было возможности исполнять договорные отношения. Он был поставлен в тупик. У него забрали три фирмы и 60 земельных участков". На приговор была направлена апелляция. Дело разбиралось и в арбитражных судах, но суд почему-то не захотел обратить в счет долга другое имущество, которое было в залоге и о котором просил бизнесмен.
Это напоминает откровенный "кидок", но кто "возбудится" на целого сенатора, если за ним могут стоять интересы людей из окружения Сергея Чемезова?
Большая распродажа продолжается
Вместе с тем стоит обратить внимание, что в последние годы "Ростех" буквально расщедрился, раздавая государственные активы направо и налево. Самым известным случаем стала продажа 75% минус одна акция холдинга "Технодинамика", который ушел с молотка за смехотворные 13,5 млрд рублей. Это за более, чем 30 предприятий авиастроительной отрасли! Новым владельцем стал небезызвестный хозяин НК Банка Вячеслав Григорьев. Сегодня именно НК Банк - расчетный банк "Ростеха". В ведении Григорьева оказалась масса активов, среди которых, например, "Уральский завод гражданской авиации", заваливший проект по разработке легкомоторного самолета "Байкал".
После этого при поддержке "Ростеха" "Технодинамика" стала "всасывать" один актив за другим. Григорьева интересует не только авиационная отрасль, но также производители радиоэлектронного оборудования и металлургические предприятия. Например, в июне 2020 года концерн увеличил до 84% свою долю в АО "Каменск-Уральский литейный завод" (КУЛЗ), ранее принадлежавшем "Уралвагонзаводу".
Действия этого "тандема" оказались такими решительными и агрессивными, что напоминали совсем недружественные поглощения. Вскоре в контуре "Технодинамики" оказались КазГАП, ПОЗиС, Казанский пороховой завод и "Точмаш". Впоследствии даже гендиректор холдинга Игорь Насенков признавал, что СМИ руководство холдинга называли рейдерами. Бывает ли дым без огня?

Виктор Григорьев – главный выгодополучатель от распродаж "Ростеха". Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6634d952b478cf219b26f0d7_6634e9e112b8d648703b1d09/scale_1200
И ведь если бы все это шло на пользу государству! Показательна история с институтом "Гипронииавиапром" (КазГАП). Ранее государство задумало реконструировать важнейший казанский авиазавод - на это потратили порядка 30 млрд рублей. КАЗ - филиал ПАО "Туполев", начали модернизировать в 2016 году. Подрядчиком был КазГАП.
Однако вскоре собственник и гендиректор КазГАП Борис Тихомиров продал институт "Технодинамике". Вскоре после этого он скончался при не до конца выясненных обстоятельствах, а институт начал судиться с субподрядчиками по модернизации КАЗа.
Сегодня Григорьев продолжает скупать все, что плохо лежит и находится в ведении либо "Ростеха" напрямую, либо Минпромторга, который курирует давний соратник Чемезова, вице-премьер Денис Мантуров. Сейчас Григорьев нацелился на вкуснейший актив - ФКП "Пермский пороховой завод" (ППЗ).
Мотовилиха для своих
Параллельно с этим Чемезов "распихивает" по карманам и другие проблемные активы. В том же Пермском крае находятся Мотовилихинские заводы - одно из старейших оборонных предприятий страны, восходящее ко временам Петра Великого. Структура находилась на балансе "Ростеха" и набрала огромные долги. В результате его в 2018 году признали банкротом, а в сентябре 2023 года имущественный комплекс был продан всего за 1,2 млрд рублей в пользу АО "Ремдизель".
Компания оказалась единственным участником торгов. Причем у государства было преимущественное право на выкуп его имущества, от которого оно отказалось. Что же такое "Ремдизель"? Этот актив ранее тоже был аффилирован с "Ростехом" и входил в структуру "Камаза", возглавляемого давним соратником Сергея Чемезова Сергеем Когогиным. Но это лишь половина истории, ведь после "Ремдизеля" новым собственником Мотовилихинских заводов стал... холдинг "Технодинамика", где 75% принадлежит структурам Виктора Григорьева.

Сергей Чемезов. Фото: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/78/755143174658781.jpg
Почему нельзя было выкупить напрямую - вопрос. Однако, не вызывает сомнения, что Чемезов может действовать в интересах Григорьева, и не без личной заинтересованности. А тем временем большая распродажа "Ростеха" продолжается - несколько лет назад госкорпорация через ООО "РТ-Капитал" выставила на торги множество санаториев и домов отдыха, которые ранее были "прикреплены" к предприятиям, внезапно ставшим "непрофильными".
Нет у государства заводов - нет нужды и обеспечивать их семьям отдых. Очень удобно. Большая часть денег с госконтрактов теперь может оседать в карманах таких лиц, как Григорьев и сенатор Мантуров, а часть - может направляться в офшоры, близкие людям господина Чемезова. Такая вот государственная необходимость с частным душком.
-
Фартануло: "Сегежа" Евтушенкова продает банкам собственный долг?
-
Ростех, ОАК и один Натуральнов: кто обманул "Ил" на инструменты?
-
Снегуров с Доевым мост не достроили купив кусок Якутии
-
Кому "Хванчкара", а кому "Столичная": как связан "Ростех" с банкротством AVE Wine
-
Госзадание провалено или почему гражданская авиация без самолетов?
-
Калашников пошел на джинсы: Криворучко, офшоры и дело о хищении 360 млн