Подрыв греческого нефтеналивного танкера Vilamoura 27 июня у берегов Ливии вызвал раздражение даже сверхлояльных к Киеву западных элит. Всегда комплиментарное по отношению к Киеву издание The Financial Times опубликовало резкую статью, в которой утверждает, что за серией подрывов танкеров в Средиземном море могут стоять спецслужбы Украины. Едва не впервые западное СМИ назвало черное – черным, и обвинило Украину в морском терроризме.
Возможно, владельцы судов и также курортов в средиземноморском бассейне поняли, что игры политиков и спецслужб могут обернуться планетарными убытками. Ведь неизвестно, какой танкер Киев в следующий раз сочтет частью "теневого флота" России. Vilamoura, например, перевозил казахстанскую сырую нефть, но просто имел несчастье загрузиться в питерской Усть-Луге. Кстати, если бы 1 млн баррелей нефти с танкера попал в воды Средиземного моря неподалёку от европейских стран, то авария потрясла бы весь Запад. Прощайте лазурные берега, пляжи в Испании, Италии, Греции, Египте. Здравствуй, запрет на рыболовство, отмена круизов, задержка грузов и судоходства. Убытки – на десятки миллиардов долларов.
Похоже, в Европе пока не готовы сгребать лопатой с пляжей Греции, Италии, Испании и Франции нефтяные кляксы чужой войны. Не исключено, что подспудно идет пересмотр отношения части западных элит к Украине. Об этом свидетельствуют, кстати, возобновление расследований в Управлении верховного комиссара по правам человека при ООН фактов бесчеловечного отношения ВСУ к военнопленным. Киевский режим теперь представляется как непредсказуемый игрок, способный на жестокость и террор.
Напомним, с начала 2025 года произошло пять таинственных взрывов на танкерах. Все суда объединяет ключевая деталь: за несколько недель до атак они заходили в российские порты (Усть-Луга, Новороссийск).
15 января 2025 года от взрыва пострадал танкер Seacharm у берегов Джейхана. Судно продолжило плавание без серьезных последствий. В первых числах февраля 2025 года повреждения в Триполи получил танкер Grace Ferrum. С 15 марта судно стоит "на приколе" на Мальте, что косвенно указывает на значительные разрушения. 9 февраля 2025 года в Усть-Луге взорвался танкер Koala. Судно было отбуксировано в Петербург. Задним числом Евросоюз включил Koala в санкционный список. 15 февраля 2025 года в Савоне, на борту танкера Seajewel прогремели два взрыва, однако судно быстро вернулось в строй. Наконец, 27 июня 2025 года танкер Vilamoura был подорван у берегов Ливии, получил повреждения машинного отделения и был отбуксирован в Грецию.
Предположительно, во всех случаях применялись магнитные мины, что говорит о хорошо подготовленной и финансируемой диверсионной кампании на уровне государства. Так как, напомним, незадолго до терактов все названные танкеры заходили под погрузку в российские порты, государство-организатор диверсий считывается без проблем – Украина. Опять-таки, все суда незадолго до атаки заходили в мальтийский порт Валлетта для дозаправки. Вероятно, там и были закреплены магнитные мины на корпусах кораблей.
Даже западные эксперты стали прямо обвинять Украину в нарушении норм безопасности морского судоходства. Они указывали, что Киев имеет опыт тайных операций против России, а украинская военная разведка назвала танкер Vilamoura частью российского "теневого флота". По сути, Киев поставил свою подпись под терактом.
Но история с подрывами танкеров может быть еще более интригующей. Не исключено, что обличая спецслужбы Украины, издание The Financial Times пытается увести подозрения от родных британских спецслужб. Опыт подсказывает: когда в мировой сцене случаются подобные инциденты, лишком часто уши MI6 торчат из-за кулис. Да и вероятный адрес крепления мин, остров Мальта, вообще – дом родной для британской разведки, Джеймс Бонд не даст соврать.
Кроме того, помимо обвинения Киева в подрыве нефтевозов, британская пресса постаралась максимально размыть "облако вероятностей". В частности, приводится мнение эксперта по безопасности на море компании EOS Risk Group, Мартина Келли, где этот джентльмен утверждает, что между подрывом Vilamoura и предыдущими диверсии есть различия. Взрыв произошел в днище, а не в борту.
Поэтому, дескать, нельзя сбрасывать со счетов альтернативный вариант: танкер заминировали "некие диверсанты" из числа повстанцев в Ливии. Зачем ливийским повстанцам взрывать танкер с казахстанской нефтью у собственных берегов? А кто их поймет – резвятся, как дети малые.
Однако если отмотать клубок противоречий обратно, до британской разведки, то несостыковки в этом деле вдруг обретают глубокий смысл. Начнем с того, что танкер Vilamoura формально и фактически вообще не имел никакого отношения к России. Он перевозил 1 млн баррелей сырой казахстанской нефти, шел под флагом Маршалловых островов, принадлежал компании греческого миллиардера - Cardiff Group, а оператором являлась греческая же компания TMS Tankers.
То есть, получается, что гипотетические украинские диверсанты вдруг решили целенаправленно нарушить логистику экспорта нефти из Казахстана. Очень возможно. Особенно если вспомнить атаку украинских БПЛА в феврале 2025 года на терминал Каспийского трубопроводного консорциума, через который перекачивалось 80 процентов экспорта казахстанской нефти. Полноценную работу терминала КТК с того дня восстановить не удалось. Вот почему, кстати, Vilamoura загружался казахстанской нефтью в петербургской Усть-Луге.
Где-то здесь кроется засада: Украина ведь не враждует с Казахстаном. Наоборот, за спиной России обе страны шлют друг-другу длинные лучи симпатии. Под прикрытием спецслужб Киева, возможно, действует иной интересант, сумевший полностью подчинить себе волю спецслужб Украины. Так мы возвращаемся к Лондону и MI6.
Сейчас Запад всячески пытается перерубить все нити, связывающие Россию и относительно нейтральных соседей из числа бывших Республик СССР. Великобритания ведет прокси-войну с Россией с изысканной фантазией, методами, которые далеко выходят за рамки прямого боестолкновения. Британские спецслужбы стоят практически за всеми террористическими актами Украины, направленными против России. Интересы Казахстана в данном случае также стали разменной монетой – проблемы туземцев джентльменов не волнуют. Главное, чтобы они не пользовались российскими портами и нефтепроводами.
Подрыв нефтетанкера Vilamoura, как ранее налет на терминал Каспийского трубопроводного консорциума, мог ставить перед собой задачу заставить Казахстан перегонять свою нефть по более дорогому логистическому маршруту, вне российских территорий. Таким образом, будет вбит еще один клин в отношения между нашими странами в области энергетики. Версия, что атака на танкер Vilamoura скорее всего, является частью плана по отсечению Казахстана от совместных с Россией энергетических проектов, начинает играть новыми красками в контексте политического обострения с Азербайджаном.
Союзниками России Казахстан и Азербайджан никогда не были. В лучшем случае придерживались нейтралитета. Однако чем меньше экономических артерий будет связывать РФ с этими странами, тем Лондону будет проще превратить Астану и Баку в следующий Киев.